Прионежские ремесла. Северный дизайн

Для ценителей ручной работы и карельского колорита издан каталог «Прионежские ремесла. Северный дизайн».

В содержании и визуализации каталога отражен образ жизни вепсов с самобытным укладом, близости к природе и любви к своей национальной культуре. Полюбоваться на ремесленные изделия из Шелтозера и восхититься интерьерным дизайном по-вепсски можно на выставке «Северные трансформации: от традиции до северного дизайна», где создана локация с интерьером в вепсском стиле.

С 2004 года современные мастера села Шелтозеро объединились в «Вепсский дом ремесел — Каичей». В настоящее время им руководит Наталья Андреевна Микулич. Площадкой для встреч мастеров служит старинный дом — вепсский этнографический музей им. Р.П. Лонина в Шелтозеро. Используя в основном природные материалы: глину, ивовые прутья, бересту, дерево, шелтозерцы изготавливают предметы домашнего обихода, интерьера и сувенирную продукцию.


Интерьерные игрушки из новой вепсской коллекции, фото Натальи Виноградовой

В рамках проекта «Карельский ремесленный кластер» в июне прошла образовательная лаборатория в селе Шелтозеро, где под руководством опытного дизайнера Лады Дымкиной были созданы три линейки, выдержанные в едином эко-стиле и идейно связанные на ключевых моментах, выделенных в ходе работы командой лаборатории. По сути, являясь экспериментом для мастеров «Каичей», лаборатория по дизайн-мышлению показала возможность создавать ремесленные изделия в общей концепции.

Интересным опытом для всех стало участие в создании вепсских коллекций еще одного игрока — Карельского колледжа культуры и искусств. В этом многопрофильном бюджетном образовательном учреждении среднего профессионального образования готовят кадры по 7 специальностям и 5 специализациям, в том числе колледж ведет подготовку специалистов в сфере декоративно-прикладного творчества и дизайна. Во время лаборатории студенты 3 курса Карельского колледжа культуры и искусств, создавая свои работы под руководством опытных педагогов колледжа, смогли поработать с практикующими дизайнерами Ладой Дымкиной и Валентиной Силкиной. Работы студентов вошли в каталог «Прионежские ремесла. Северный дизайн» и были представлены на выставке «Северные трансформации: от традиции до северного дизайна» в Национальном музее Республики Карелия.


Текстильные работы студентов Карельского колледжа культуры и искусств, фото Натальи Виноградовой

Качественная проработка идей новой прионежской коллекции объединила ремесленные изделия мастеров в интерьере, исключив сегмент сувенира из ремесла, что является одним из достижений для карельских ремесел в настоящее время. Лада Дымкина, являясь создателем петрозаводского бренда Vata, смогла удержать в рамках концепции всю работу над ремесленными изделиями в одной из самых сложных лабораторий, где было много разных участников.

В основу Прионежской коллекции легли три разнородных, но масштабных понятия, до сих пор актуальных для вепсского народа: мифология, то есть нематериальное культурное наследие, его духовная часть; архитектура, одна из наиболее ярких черт вепсской материальной культуры; тема Онежского озера, природная составляющая, веками определявшая жизненный уклад местного населения.


Столовый комплект из новой вепсской коллекции, фото Натальи Виноградовой

Мифологическая тематика воплощается в изделиях, отсылающих к наиболее важным для духовной культуры вепсов сюжетам. Детские игрушки напоминают о почитании домашнего скота как основного кормильца крестьянской семье, с которым связаны многие традиционные обряды в культуре вепсов. В резных деревянных брелоках читается фигура древней женской богини Каичей (Берегини), носящей в себе множество важных смыслов для языческого восприятия мира предками вепсов — она сочетает образ самой природы и персонифицируется в покровительнице женских занятий.

Мотивы деревянного зодчества, характерные для вепсской архитектуры, проявились во второй линейке, где главными объектами дизайна были выбраны предметы интерьера и домашнего быта. До сих пор архитектура вепсских сел сохранила традиционные элементы резного деревянного убранства — фасады домов украшены ажурными причелинами, полотенцами. Настоящим памятником народного зодчества является сохранившийся дом семьи Мелькиных в Шелтозере, построенный в 1814 г. — именно его затейливые наличники сохранили мотив с фигуркой Каичей в обрамлении барочных волют, живописно сочетающих языческие сюжеты крестьянской резьбы с городским влиянием на творчество деревенских плотников. На полотенцах и причелинах на фасаде дома мы видим характерные для Русского Севера ажурные мотивы солярных знаков, символов поля, дождя, его орошающего — именно они были художественно переосмыслены дизайнерами при подготовке ремесленной линейки.


Дом семьи Мелькиных в Шелтозеро, фото Натальи Виноградовой

Значение Онежского озера в жизни прионежских вепсов переоценить сложно. Вепсские рыболовецкие артели поколение за поколением выходили в озеро и добывали рыбу, которая составляет одно из основных блюд местной кухни. Само озеро играло важную роль в связях этой территории с внешним миром, помогало местному населению выжить и заработать — служило транспортным путем для продукции вепсских каменоломен и дорогой в столичный Питер, источник дохода для многих семей. Материальным художественным воплощением «диалога с озером» стали его мотивы в современном интерьере дома.

Хорошим шагом для вепсской коллекции был выбор эко-стиля, который позволил внедрить в современный интерьер фактурность и своеобразие вепсской культуры, а также особенности прионежской территории: сдержанный колорит среды обитания, текстуры природных материалов и фактурность промысловых орудий, строгую ритмику резной геометрии и скромную суровость быта. Одновременно экологические изделия ручного труда все больше набирают популярность в мире, образуя глобальный эко-дизайн. Перспективная тема дает хорошие экономические возможности на рынке для мастеров «Вепсского дома Каичей», которые совместно с Вепсским этнографическим музеем реализуют изделия, в том числе на ярмарках в Финляндии и Германии, участвуют в локальных и международных проектах.