Пряжинские ремесла. Северный дизайн

Местная политика Министерства культуры Республики Карелия вместе с международными проектами 1990-х годов способствовали росту интереса к ткачеству в районах Карелии: возникли ткацкие мастерские, создающие качественные предметы быта, преимущественно тканые дорожки-половики. Некогда интересная и самобытная традиция шить одеяла и рабочую одежду (юбки, кофты) из ткани, созданной на основе текстильных полос, совершенно забыта в современной Карелии, и приоритет отдан созданию половиков. В Пряжинском районе отдельные мастерицы перешли от изготовления тканых дорожек к техникам полотняного и ремизного ткачества. Отдельными мастерами поддерживается более сложная техника, «браное ткачество». Поэтому для ткачих, которые создавали новые тканые изделия из тонкой шерсти, необходимы были образовательные программы. Пряжинских ремесленников обучала ткачеству из шерсти мастер Ирина Соломещ. Основными площадками для создания новых линеек стали Этнокультурный центр «Туоми» (поселок Чална) и Этнокультурный центр «Киелен Кирью» (поселок Эссойла). Оба этнокультурных центра имеют базу для работы ремесленников, при этом необходимо отметить, что Этнокультурный центр «Туоми» создавался и работает как инфраструктура поддержки ремесленников, а Этнокультурный центр «Киелен Кирью» находится на стадии выстраивания работы с ремесленниками.

Дизайнерами новых пряжинских линеек стали Евгения Маккоева и Маша Андрианова. Для линеек дизайнеры взяли образцы ткачества и вязания, созданные в карельских селах и деревнях в конце XIX — начале ХХ века. В частности, для создания художественного образа линейки были взяты примеры домашнего ткачества из шерстяных и льняных нитей — полосатые юбки, сарафаны, домашние одеяла, широко распространенные на этой территории. В основу выбора цветовой гаммы легли сочетания, встречающиеся в оригинальных изделиях. Материалы, выбранные для линейки, соотносятся с материалом оригинальных изделий, хранящихся в музейной коллекции — это вручную тканое на ткацком станке шерстяное полотно. Для вязаных вещей используется шерсть, овечья и собачья, прошедшая традиционный технологический процесс обработки. Цветовая гамма подобрана в соответствии с той, что была в употреблении в прошлом, — и природная, приглушенных цветов на основе красителей естественного происхождения, и яркая, основанная на цветах анилиновых красителей, модных в XIX веке. Техники традиционные — это прядение нитей для вязаных изделий из шерсти романовских овец, домашнее ткачество на ножных ткацких станах традиционной конструкции.

В крестьянской среде не только Севера, но и значительной части России часто использовалась «пестрядь», ткань в клетку, которую ткали на дому из шерстяной, льняной, конопляной и покупной хлопчатобумажной нити — из нее шили женские и мужские рубахи, женские сарафаны. Помимо пестряди, в карельской среде в XIX веке чрезвычайно популярным был полосатый рисунок, в котором сочетались повторяющиеся цветовые полосы двух-пяти цветов. Приверженность к полоске вообще свойственна прибалтийскими и финно-угорским народам, в том числе карелам-ливвикам, которые использовали этот рисунок в своей повседневной одежде.


Процесс ткачества новой линейки «Джеспилит» в рамках проекта «Карельский ремесленный кластер», Чална, этноцентр «Туоми»

Традиционно карельская цветовая гамма тяготела к цветам, которые получали с помощью натуральных красителей — это приглушенные коричневые, песочные, зеленые цвета, оттенки красного. Но во второй половине XIX века народная мода Российской империи получила вдохновение за счет новых анилиновых красителей, наводнивших рынок. Яркие цвета фуксии, розовый, зеленый и желтый вошли в традиционный костюм — встречаем мы их и в цветовой гамме карельской одежды.


Коллекция «Джеспилит», фото Натальи Виноградовой

Упомянутый рисунок и цветовые сочетания легли в основу дизайнерской коллекции: юбки в полоску и шарфов — мужских и женских — в полоску и клетку, как спокойных природных, так и ярких сочетаний. За основу юбки были взяты фасоны, навеянные традиционным кроем женской одежды. Для местного кроя были свойственны не слишком широкие юбки, к основному полотнищу которых пришивалась оборка, зачастую скроенная по косой.


Коллекция «Габбро», фото Натальи Виноградовой

Отдельной частью коллекции стали вязаные вещи — уютные домашние укороченные женские свитера в природной цветовой гамме, носки и варежки. Последние связаны, в том числе, из домашней овечьей и собачьей шерсти, обработанной согласно старым технологиям. В деревнях Иванисто, Угмойла, поселках Сяпся и Эссойла были проведены встречи с коренными жителями района, которые занимаются овцеводством, заготавливают овечью шерсть, умеют её обрабатывать. По их воспоминаниям собран материал «Как занимались овцеводством в Пряжинском районе». Участникам исследования удалось найти старые вещи, связанные одной иглой: носки и рукавицы охотников и рыбаков. Создан фото- и видеобанк исследования, в который вошел технологический процесс создания шерсти от выпаса и стрижки овец до получения шерстяных ниток, а также собраны материалы по обработке собачьей шерсти.

Тепло тут: Пряжинские ремесла. Северный дизайн.