Новое поморское платье

Это вдохновляющая история о том, что даже на дальних расстояниях можно соединить общие знания и умения во имя идеи и результата. Весной 2018 года для ремесленников Беломорского района состоялась серия образовательных лекций и мастер-классов в рамках проекта «Карельский ремесленный кластер». Совместная работа, основанная на мастерстве, доверии и вдохновении объединила творческих и умелых людей из Москвы, Петрозаводска и Беломорска. Екатерина Логвиненко, научный сотрудник Национального музея Карелии, подготовила научную справку о традиционной одежде поморов, в том числе и чертежи традиционной женской рубахи. Дизайнер из Петрозаводска Евгения Маккоева разработала цветовое решение и паттерны для будущих платьев. Дизайнер из Москвы Маша Андрианова разработала специальный крой. Шили платья и набивали ткани для новой коллекции в мастерской «Беломорский лоскут» Светлана Шавырина, Лариса Лебедь, Елена Бровченко.


«Один модный показ» в рамках конференции «В поисках северного дизайна» и Вторых рабочих ремесленных встреч, фото Черная Птица

Традиционная женская поморская рубаха, взятая за основу, переродилась в «Новое поморское платье». На первый взгляд простое и лаконичное, оно несет в себе глубокую идею традиционного севера, сохраняя элементы старинного костюма, воплощает стиль элегантной повседневности. «Новое поморское платье» — это коллекция платьев и аксессуаров из двух линеек: «Белое море» и «Сакральный Север». Каждая линейка представлена своей уникальной символикой.


Рисунок традицонной поморской рубахи, автор Екатерина Логвиненко

Екатерина Логвиненко, научный сотрудник Национального музея Республики Карелия: «Для Русского Севера Поморье всегда было центром духовной жизни, воплощенной в образе знаменитого Соловецкого монастыря. Большое влияние на местную культуру оказывало старообрядчество, которое после церковных реформ патриарха Никона и уничтожения его оплота земли в Соловецком монастыре обрело свой центр на Севере в Выго-Лексинском общежительстве. Для паттернов линейки „Сакральный Север“ основой послужили православные символы: кресты, изображение „благословляющей руки“, „поморский голубок“. Языческую окраску имеют паттерны, взятые из орнаментов, украшающих навершия лопасок поморских прялок. В этих мотивах перекликается образ солнца, катящегося по небу, и плодородие земли.


Эскизы Нового поморского платья, дизайн Маши Андриановой и Евгении Маккоевой

Белое море выступает не только как глобальный фактор, обусловивший специфику жизни местного населения, но и как символический образ, вобравший в себя разные ценности — от природных, наполняющих этот уникальный объект, до багажа знаний, накопленных поморами за столетия. Для линейки „Белое море“ были разработаны принты, несущие смысловую нагрузку и передающие основную идею. Такими символами стали природные рисунки: морские волны, креветки и навигационная символика — изображения компасной картушки, использовавшейся в поморских компасах-матках и содержащей графическое изображение сторон света».


Эскизы Нового поморского платья, дизайн Маши Андриановой и Евгении Маккоевой

В рамках лаборатории был разработан крой и цветовые решения летних моделей платья. Работа над новым брендом для Беломорского района продолжается — коллаборация дизайнеров и ремесленников думает о следующем сезоне, а прямо сейчас шьется зимняя коллекция Нового поморского платья.